Прокуратура г. Чебоксары обращает внимание жителей на участившиеся случаи падения малолетних детей из окон многоэтажных домов.
С наступлением теплой погоды участились случаи падения детей из окон многоэтажных домов. Особенно этот вопрос становится актуальным в связи с нахождением родителей и детей на самоизоляции.
Подавляющее большинство падений малолетних обусловлены временной утратой контроля взрослыми за их поведением, вызванной бытовыми потребностями семьи; рассеянностью родных и близких, забывающих закрывать окна на период своего отсутствия; неправильной расстановкой мебели в квартирах, дающей возможность детям самостоятельно забираться на подоконники и наличие на окнах противомоскитных сеток, создающих мнимую иллюзию закрытого окна.
Вместе с тем, статьей 125 Уголовного кодекса РФ предусмотрено лишение свободы на срок до одного года за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.
Уважаемые родители! Не оставляйте детей без присмотра в комнатах с открытыми окнами даже на короткое время, так как это может привести к необратимым последствиям.
Прокуратура г. Чебоксары разъясняет: права детей в семье и ответственность родителей за здоровое развитие ребенка.
Действующая Конституция Российской Федерации провозглашает в качестве базового принципа охрану и защиту материнства и детства (ст. 38).
Семья - это естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития их духовного и физического здоровья. В семье ребенок учится общению, родители формируют его интеллектуальный уровень, черты характера, привычки, которые затем оказывают большое влияние на его последующее поведение.
Каждый ребенок наделен целым комплексом прав и свобод, в том числе правом на воспитание и заботу со стороны своих родителей.
Право ребенка на воспитание и достойные условия развития его личности охраняется международными документами, в первую очередь - это Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) и целым рядом нормативных правовых актов Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах здоровья граждан в РФ» и др.
В результате неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей и жестокого обращения с ними затрудняется гармоничное развитие ребенка, возрастает риск развития нервно-психических и психосоматических расстройств, связанных со стрессом.
Ответственность родителей за правонарушения в семье неразрывно связана с правами детей, закрепленными в приведенных выше нормативных актах. Это право:
- на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка;
- на образование;
- на охрану его здоровья;
- на социальную защиту и социальное обслуживание ребенка, содействие его социальной адаптации, социальной реабилитации
- на общение с обоими родителями и другими родственниками;
- на выражение своего мнения.
В отдельную категорию Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет имущественные права детей.
В соответствии со ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
В части 1 статьи 5.35 КоАП РФ закреплена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних».
За совершение данного правонарушения гражданину может грозить предупреждение или штраф в размере до 500 руб.
Частью 2 той же статьи предусмотрено наказание за более конкретные действия - лишение возможности общаться с родителями или близкими родственниками; неисполнение судебного решения об определении места жительства детей; неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав; воспрепятствование родителям в осуществлении ими прав на воспитание и образование детей, защиту их интересов.
В данном случае размер штрафа может достигать до 3 тысяч рублей.
Буклет "Несовершеннолетним об ответственности за потребление и незаконный оборот наркотиков"
Несовершеннолетним об ответственности за потребление и незаконный оборот наркотиков.
Прокуратура г. Чебоксары разъясняет, что за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении освидетельствования на состояние опьянение гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества для несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет, статьей 6.9. (ч.1) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
При этом согласно примечанию ст.6.9., лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное нарушение.
В случае, если потребителем является лицо, не достигшее шестнадцати лет, административной ответственности подлежат его родители или законные представители в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ, на которых может быть наложен штраф от 1,5 до 2 тысяч рублей.
Уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления, совершенные в сфере незаконного оборота наркотических средств, наступает при достижении подростками ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Так, за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление переработку наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в значительном размере может быть назначено наказание в виде лишение свободы до трех лет.
Уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления, совершенные в сфере незаконного оборота наркотических средств, наступает при достижении подростками ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Так, за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление переработку наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в значительном размере может быть назначено наказание в виде лишение свободы до трех лет. А те же деяния, совершенные уже в крупном размере в виде лишении свободы до десяти лет.
За производство и сбыт наркотиков (ст.228.1. УК РФ) может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет.
Уголовной ответственности подлежит не только лицо, которое производит, приобретает или сбывает наркотики, но и лицо, склоняющее к потреблению наркотических, психотропных веществ и их аналогов. За указанные деяния предусмотрено уголовная ответственность в виде лишения свободы до пяти лет.
Уже в юном возрасте человек должен сделать выбор – посвятить свою жизнь достижению поставленных целей – семье, общению с друзьями, карьере или же разменять ее на сомнительные удовольствия, ведущие к саморазрушению и многим бедам как для самого наркомана, так и для его близких.
Если у Вас имеется информация о том, что кто-то распространяет наркотические вещества, просим сообщать участковому уполномоченном полиции, обслуживающему Ваш участок, или звонить по указанным ниже телефонам.
Прокуратура г. Чебоксары
Адрес: г. Чебоксары, ул. Байдукова д.23а
Телефон: (8352) 62-02-80
УМВД России по г. Чебоксары
Адрес: г. Чебоксары, Шевченко д.23
Телефон: (8352) 24-07-71
Прокуратура города Чебоксары разъясняет: о добровольных пожертвованиях родителей образовательным организациям
Осуществление родителями несовершеннолетних детей пожертвований образовательной организации является их правом, а не обязанностью.
В последнее время вызывает много вопросов, прежде всего со стороны родителей учеников школ, обоснованность получения образовательными учреждениями добровольных пожертвований и целевых взносов. Здесь следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» такая деятельность образовательными учреждениями допускается. Однако цели, на которые школам можно получать и расходовать денежные средства, являются исчерпывающими, а именно пожертвования и взносы должны содействовать деятельности в сфере образования, просвещения, духовному развитию личности. Касательно образовательных учреждений расходование денежных средств на иные цели законом не допускается. Установление размера пожертвований также является не правильным, поскольку в данном случае должен соблюдаться принцип соразмерности доходов граждан, которые вносят добровольные пожертвования.
Необходимо помнить, что государством гарантируется бесплатность дошкольного и общего образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ «Об образовании»).
Таким образом, вносить ли денежные средства на нужды образовательного учреждения и в какой сумме, вправе решать самостоятельно каждый родитель. В случае нарушения права детей на бесплатное получение образование, в том числе посредством принуждения родителей к сдаче средств, можно обращаться с заявлениями (жалобами) в органы управления образованием, службу по контролю и надзору в сфере образования, органы прокуратуры.
Ответственность несовершеннолетних за употребление наркотических средств и психотропных веществ
Наркомания среди несовершеннолетних является одной из социально значимых проблем и вызывает особое беспокойство.
В целях противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» их потребление запрещено на всей территории Российской Федерации.
За употребление и распространение наркотических средств и психотропных веществ законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
За правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств наступает административная ответственность: статья 6.8. Кодекса об административных правонарушений РФ (далее – КоАП РФ) «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», статья 6.9. КоАП РФ – «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача», статья 6.9.1. КоАП РФ – «Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ», статья 6.10. КоАП РФ – «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18. КоАП РФ», статья 20.20 КоАП РФ - «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах».
За преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств наступает уголовная ответственность: статья 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»; статья 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»; статья 228.3. «Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ».
Следует также помнить, что склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов образует состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 230 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом отягчающим моментом является склонение именно несовершеннолетних, поскольку эти деяния относятся к общественно опасным.
Чтобы остановить наркоманию среди подростков, необходима совместная работа не только всех органов и учреждений системы профилактики по противодействию безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но и активное участие со стороны родителей и законных представителей в воспитании детей, формированию у них правового сознания и негативного отношения к потреблению наркотических веществ.
Прокурор района
старший советник юстиции А.И. Толстов
Прокуратура разъясняет: перевозки детей автобусами по новым правилам
С 01 июля 2018 г. вступили в силу изменения в Правила дорожного движения и Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные постановлением Правительством Российской Федерации от 23.12.2017 № 1621.
Организованной перевозкой является перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
При организованной перевозке группы детей при движении автобуса на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета.
Об организованной перевозке группы детей автобусами необходимо подать уведомление и соблюдать специальный порядок.
В случае организованной перевозки группы детей одним или двумя автобусами не позднее двух дней до дня планируемой перевозки в подразделение Госавтоинспекции по месту начала перевозки руководитель или должностное лицо, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) подают уведомления об организованной перевозке группы детей.
В случае отсутствия в территориальном органе МВД России на районном уровне подразделения Госавтоинспекции уведомление подается в соответствующее подразделение Госавтоинспекции территориального органа МВД России по субъекту РФ.
Уведомление подается лично либо в электронной форме и регистрируется в журнале учета уведомлений об организованной перевозке группы детей автобусами.
Руководителем подразделения Госавтоинспекции в течение суток после получения уведомления организуются:
-информирование подразделений Госавтоинспекции по маршруту перевозки;
-проверка по автоматизированным информационным системам МВД России следующих сведений: о регистрации автобуса; о проведении технического осмотра автобуса; о наличии у водителя, допускаемого к управлению автобусом, осуществляющим организованную перевозку группы детей, водительского удостоверения категории «D» не совершении водителем административных правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года.
В случае если перевозка осуществляется в составе не менее 3 автобусов, то руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования фрахтователь или фрахтовщик подается заявка на сопровождение автомобилями подразделения Госавтоинспекции транспортных колонн.
И.о. прокурора района
советник юстиции А.А. Архипов
Дополнительные сборы в системе образования недопустимы.
Поступающие в органы прокуратуры республики обращения граждан и анализ практики прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства об образовании, свидетельствуют о распространенных фактах неправомерного сбора денежных средств с родителей обучающихся, воспитанников дошкольных и общеобразовательных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Обязанности по приобретению имущества, средств личной гигиены, проведение ремонтных работ в учреждении названным законом возложены на образовательную организацию.
Образовательные организации, принимая решения об оказании родителями и иными законными представителями «спонсорской помощи», предоставленным правом злоупотребляют.
В результате этого добровольные пожертвования превращаются в принудительный сбор денежных средств.
Допускаются множественные случаи незаконного привлечения денежных средств родителей и иных законных представителей воспитанников и обучающихся под предлогом добровольных пожертвований и благотворительной деятельности на текущие нужды детский садов и школ, а именно, на ремонт классных, групповых помещений, охрану образовательных организаций, приобретение мебели, установку окон, а также на иные материальные ценности, которые должны финансироваться из бюджета.
Действующее законодательство не содержит запрета на оказание родителями материальной (благотворительной) помощи образовательным организациям.
Вместе с тем, Федеральным законом от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлен принцип добровольности такой помощи. Принудительный сбор с родителей денежных средств не допустим.
Соответственно, инициатива оказания помощи школе или детскому саду должна исходить от родителей и носить исключительно добровольный характер для каждого.
Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
В соответствии со статьями 7 и 93 Федерального закона функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.
Прокуратурой Московского района г.Чебоксары поддержано гособвинение по уголовному делу экстремистской направленности
21 января 2016 года Московским районным судом г. Чебоксары вынесено постановление об освобождении от наказания и о применении принудительной меры медицинского характера по уголовному делу в отношении жительницы г. Чебоксары обвиняемой по ч. 1 ст. 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с применением насилия или угрозой его применения).
В ходе судебного заседания, установлено, что 07 ноября 2013 года гражданка Н, используя познания в области электронно – вычислительной техники, с помощью устройства, подключенного к сети Интернет, разместила графические изображения на фоне нацисткой символики с лозунгами, побуждающими к агрессии и насильственным действиям в отношении группы лиц, выделяемой по национальному признаку. Чем нарушила конституционные права граждан, гарантированных статьями 17,18,19,29 Конституции Российской Федерации.
Заключением эксперта подтверждено, что в материалах, выложенных на публичное обозрение в сети Интернет, выражены лингвистические и психологические признаки побуждения к агрессивным и насильственным действиям в отношении некоторых лиц.
Прокуратурой района предоставлена достаточная совокупность доказательств, что в итоге позволило суду прийти к выводу о доказанности вины подсудимой
Установлено, что подсудимая имеет психическое расстройство, выраженное в форме параноидной шизофрении, параноидного синдрома.
Гражданка Н не может осознавать характер своих действий, руководить ими, представляет опасность для окружающих.
На основании изложенного Московский районный суд г. Чебоксары постановил признать доказанным совершение подсудимой запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ч.1 ст. 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации и осободил ражданку Н от наказания за совершение общественно- опасного деяния, предусмотренного ч.1 ст. 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
На основании п. «а» ч. 1 ст. 97, п. «б» ч. 1 ст. 99 Уголовного Кодекса Российской Федерации к гражданке Н применены меры медицинского характера – принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа.
Старший помощник прокурора района О.В. Столяренко
Житель города Чебоксары осужден за экстремизм
При поддержании государственного обвинения прокуратурой Московского района г.Чебоксары установлено, что 05.11.2014 года 26-летний житель города Чебоксары, находясь у себя дома, используя устройство, подключенное к сети Интернет, на своей странице в социальной сети «В Контакт», находящейся в общем доступе и предоставляющей пользователям этой сети круглосуточный, неограниченный доступ к просмотру имеющихся на странице файлов, разместил электронное изображение документа, содержащего высказывания, направленные на возбуждение вражды, ненависти по отношению к группе лиц, выделяемых по признакам национальности.
Данные действия является преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 282 Уголовного кодекса РФ, - действиями, направленными на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности, совершенными публично и с использованием средств массовой информации – информационно-телекоммуникационных сетей (сети «Интернет»).
Государственный обвинитель (старший помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Столяренко О.В.), участвующий по делу, указал, что достижению целей наказания будет способствовать наказание в виде 200 часов обязательных работ, с чем согласился суд в приговоре, назначив подсудимому 200 часов обязательных работ.
Приговор вступил в законную силу.
Старший помощник прокурора района О.В. Столяренко