В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Данная работа продолжает оставаться одним из приоритетных направлений. Вопрос одарённости является актуальным для современного этапа развития общества. Интеллектуальный потенциал общества определяется степенью выявления талантливых детей и работой с ними. Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Необходим поэтапный, постепенный поиск одарённых детей в процессе их обучения.

Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других музыкальными, художественными или спортивными способностями. За последние годы сложилась система работы с одаренными детьми. Подготовка и участие в конкурсах, предметных олимпиадах, выставках, фестивалях, проектная и исследовательская деятельность, научные общества учащихся. Работа с одаренными детьми и обучаемыми, мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Одной из задач работы с одарёнными детьми является создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей. Учащиеся 4 классов активно участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников. Информация о количестве участников, победителей и призёров в школьном этапе представлена в таблице за три года:

  2019-2020 2020-2021 2021-2022
  Мате-ма-
тика
Русский язык Мате-ма-
тика
Русский язык Мате-ма-
тика
Русский язык
Количество учащихся 4 классов 180 180 206 206 216 216
Количество участников школьного этапа ВОШ/ % 30 –
16,6%
28 – 15,5% 105 –
50,9%
84 – 40,7%

42 –
19,4%

41 – 8,98%
Количество победителей 1
3,57%
1 – 3,57% 0 0 0 6 – 14,6%
Количество призеров 2 –
6,6%
3 – 10,7% 9 –
8,6%
10 – 11,9% 7 –
16,6%
5 –
12%
Количество победителей и призеров 3 4 9 10 7 11
Эффективность участия 10% 14,28% 8,6% 11,9% 16,6% 26,8%

Согласно таблице, наибольшую результативность показывают участники по русскому языку. При этом наблюдается положительная динамика эффективности участия на 12,5%. На основе этих данных можно сделать вывод, что выявление талантливых учащихся на школьном уровне по русскому языку достигает наибольшей эффективности.

Результативность участия в олимпиаде по математике отражает в целом положительную динамику за три года на 6,6%, при этом отмечается, что в последние два года не было победителей олимпиады.

Особо надо отметить, что в 2020-2021 учебном году количество участников школьного этапа ВОШ было много: по математике – 50,9%, по русскому языку – 40,7%, но при этом эффективность участия значительно ниже: по математике на 8%, по русскому языку на 14,9%.

Выводы: работа с одаренными детьми ведется, но на недостаточном уровне, об этом свидетельствует небольшое количество победителей. Необходимо помнить, что обучающиеся, занявшие призовые места, это потенциальные победители, нужно использовать этот ресурс.

Одной из задач программы работы с одарёнными детьми является расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников во всероссийских олимпиадах, различных конкурсах. Реализацию этой задачи можно рассматривать в интернет-олимпиадах. С их помощью можно выявлять предпочтения учащихся. Одним из плюсов заочных конкурсов и олимпиад является создание ситуации успеха. Ребёнок имеет возможность почувствовать причастность к некоторому интеллектуальному сообществу, имеет возможность сравнивать свои достижения с успехами других не только в пределах школы и республики, но и страны. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности и востребованности в дальнейшей жизни. Участие в интернет-олимпиадах в нашей школе является сложившейся системой. На практике складывается такая ситуация в каких именно конкурсах участвовать зависит в основном от вкуса учителя. В действительности же немалую роль в вопросе выбора должно играть мнение учеников. Задачей учителя в этой случае является предоставление выбора, а также его коррекция с методическими целями.

На сегодняшний день существует огромный выбор интернет-олимпиад и конкурсов, в которых участвуют и могли бы участвовать учащиеся школ. Начиная с традиционных, таких как «Русский медвежонок», «Кенгуру» и т.д., до относительно новых, дающих новые возможности для творчества, самореализации и углубления знаний. Участие в хорошо проверенных проектах – это одна из ступеней реализации программы по работе с одарёнными детьми, но вместе с тем, новые конкурсы показывают стремление школьного сообщества к новациям.

Исследовательская и проектная деятельность это еще одно из важнейших направлений деятельности педагогов, одна из самых основополагающих задач которой создание развивающей среды во внеурочной деятельности, которая способствовала бы самоутверждению личности, развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

На основе вышеизложенного анализа о результатах работы с одарёнными детьми можно сделать следующие выводы:

1. В школе сложилась определённая система работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Работа педагогического коллектива направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся через различные формы и методы организации деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время.

2. Количество участников конкурсов и олимпиад различных уровней увеличивается.

3. Существует ряд проблем, требующих решения, чтобы выйти на более высокий уровень работы по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей. Это и обеспечение участия детей в мероприятиях различного уровня и различных сфер деятельности, и стимулирование одаренных детей, и повышение профессионального мастерства педагогов-наставников одарённых детей.

Рекомендации по работе с одарёнными детьми:

  1. упорядочитьработусодарённымииталантливымидетьми;
  2. продолжить работу с одарёнными детьми на уроках с использованием личностно-ориентированного подхода;
  3. активизировать работу школьных научных обществ, осуществляющих научно-исследовательскую и проектную деятельность;
  4. активизироватьвнеурочнуюдеятельностьпопредметамчерезкружковуюработу;
  5. активизировать работу по систематическому психолого-педагогическому сопровождению школьников, показавших высокие результаты на муниципальном и региональном этапах олимпиад;
  6. привести в соответствие документацию по индивидуальным (индивидуально-групповым) занятиям с учащимися, разработать дорожную карту.
  7. создать общешкольный банк олимпиадных заданий;
  8. перенять опыт коллег по работе с интернет-конкурсами,
  9. создать обновляемую базу данных об одарённых детях.