Нормативные и методические документы

 Федеральные методические материалы 2023/2024 учебного года

  1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/2024 учебном году
  2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)

Республиканские документы

  1. Приказ Министерства образования Чувашской Республики от 09.10.2023 г. №2083 "О проведении итогового сочинения (изложения) в Чувашской Республике в 2023/24 учебном году"
  2. Приказ Министерства образования Чувашской Республики от 15 ноября 2023 г. № 2306 "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)".

Регистрация на итоговое сочинение (изложение)

Структура банка тем итогового сочинения. Комментарии к его разделам

Комплект тем итогового сочинения от 06.12.2023

НОМЕР

ТЕМА

112

Что мешает человеку быть счастливым?

203

Согласны ли вы с тем, что иногда надо смириться со своей судьбой?

311

Какая из мыслей М.Ю. Лермонтова Вам ближе: "Я ищу свободы и покоя" или "Так жизнь скучна, когда боренья нет"?

412

Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?

508

Может ли общение с природой изменить человека?

604

Литература и кино: соперничество или сотрудничество?

Комплект тем итогового сочинения от 07.02.2024

НОМЕР

ТЕМА

123

М.Ю.Лермонтов утверждал: "Есть чувство правды в сердце человека". Как проявляется это чувство правды?

233

Почему люди иногда отвечают на добро злом?

331

Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

429

Почему нельзя забывать о героях и жертвах Великой Отечественной войны?

530

Что означает выражение "служить науке"?

622

Обращаясь к искусству, я ищу героев, похожих на меня, или хочу быть похожим на героев?

Комплект тем итогового сочинения от 10.04.2024

НОМЕР

ТЕМА

152

Мечтательность – это достоинство или недостаток?

244

Что мешает взаимопониманию между любящими?

351

Какие черты моего поколения я считаю положительными?

444

Согласны ли Вы с утверждением А.С.Пушкина: «Уважение к именам, освященным славой, - первый признак ума просвещенного»?

542

Может ли фантастика стать былью?

653

К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?

Общая информация:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут. 

Комплект тем включает 6 тем сочинений из закрытого банка тем итогового сочинения.

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям:

  1. Соответствие теме;
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала;
  3. Композиция и логика рассуждения;
  4. Качество письменной речи;
  5. Грамотность. 

Проверяют итоговое сочинение (изложение) комиссии, созданные в образовательных организациях или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне. 

Структура открытого банка итогового изложения

Итоговое изложение, проведение которого регламентировано разделом III Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. № 233/552, проводится с использованием текстов из Открытого банка текстов для итогового изложения (далее – Банк изложений). Решение о создании Банка изложений принято в целях создания благоприятных условий для повышения эффективности подготовки к итоговому изложению, а также в соответствии с принципами открытости и прозрачности контрольных процедур.

Банк изложений размещен на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», он содержит более 300 текстов, разработанных в 2014-2022 годах. Ежегодно Банк будет пополняться новыми текстами.

Ссылка на Банк изложений - http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=FBCAFDDFA469AEBD4FAAED11E271A183 

В 2023/24 учебном году при проведении итогового изложения будут использованы тексты, включенные в Банк изложений.

В Банке изложений тексты систематизированы и распределены по трем разделам с учетом их содержательно-тематической направленности:

Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).

Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).

Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).

Обращаем внимание на то, что порядок проведения и критерии оценивания итогового изложения остаются неизменными. Тексты, включенные в Банк изложений, рекомендуется использовать не только в процессе подготовки к итоговому изложению, но и в целях развития устной и письменной речи обучающихся в рамках учебного процесса.